Регистрация Вход
Город
Город
Город

Сталинская забота об учителе, 1936 г.

Как я уже писал, главная проблема сталинской эпохи  - большая мифологизированность. Имеют ли мифы позитивный или негативный характер, они уводят людей от реалий того времени. Как результат - практически никто практически ничего о той эпохе не знает. Я уже приводил достаточно интересную иллюстрацию этого.

Есть и другая проблема, тесно связанная с первой. Эта проблема - целенаправленная подмена понятий, связанная со словом "сталинизм". В этом размытом и противоречивом понятии очень хорошие и правильные вещи: политика индустриализации, победа в войне, забота о социальном благополучии граждан (кстати, именно так понимают "сталинизм" многие западные исследователи) целенаправленно соединены с очень сомнительными или откровенно негативными: массовые политические репрессии в 37-38 годах, голод 33-го года и тому подобное. Эта подмена понятий вот уже много лет вызывает однообразные и абсолютно бессмысленные дискуссии, в которых одна сторона яростно доказывает, что чёрное - это черное, а другая, не менее яростно, что белое - это белое. Пока одним и тем же словом называются и "плохое" и "хорошее", такие дискуссии обречены быть бесконечными.


У некоторых эта подмена понятий, многократно повторяемая в СМИ, настолько въелась в мозг, что любые попытки отметить откровенно положительные моменты немедленно воспринимаются, как "попытка обелить преступления сталинизма".  Хотя речь идёт вовсе даже не о преступлениях, а, скажем, о добыче угля. Или об ответственности чиновников за выполнение порученных задач. Эта иррациональная ненависть ко всему, что связано с именем Сталина, приводит и к вовсе шизофреническим выводам. Взять, к примеру, победу в войне, которая пока что (пока что) большинством признается однозначно положительным событием. Ещё в 45-м году подавляющему большинству граждан было очевидно, что роль лично Сталина, как организатора - гигантская. Собственно именно эта победа стала главной причиной появления в народе культа личности. Однако, гражданам новой России очевидно другое. Для них аксиомой является утверждение, что Сталин - злодей и ничего хорошего сделать не мог. Ну а из этой "аксиомы" следует либо, что победа была плохая, неправильная. Либо, при особо острых случаях шизофрении - что на самом деле Сталин отношения к победе не имеет, а победил строго один "народ" (весь, кроме Сталина), и строго вопреки ему.

Впрочем эта шизофрения к истории отношения не имеет, и не воспринимается в исторических кругах всерьёз никем, кроме штатных пропагандистов и их подопечных.

Нормальным же людям очевидно, что если Сталин пил вино, то это вовсе не значит, что пить вино - плохо, или что именно Сталин пил вино как-то особенно ужасно.

И если частью сталинской политики было развитие образования и науки, то это не значит, что развитие образования и науки - это плохо, а человек, который в целом положительно оценивает сталинскую политику в отношении образования и науки - мерзкий сталинист, который пытается плюнуть в чью-то пострадавшую в 33-м бабушку.

Увы, в кругах влиятельной пока "либеральной" интеллигенции эта тема  - табу, касаться которого запрещено. Действует своего рода идеологическая цензура, любая попытка отклониться от Единственно Верной точки зрения тут же публично порицается. Есть и специальная формула, которую все слышали миллион раз при чьих либо попытках подойти близко к этому идеологическому табу: "Вы что, хотите оправдать преступления сталинизма?". Причём, совершенно неважно, о  каком аспекте сталинской эпохи идёт речь, употребление этой формулы в определённых кругах страшнее, чем подозрение в педофилии, человек вынужден оправдываться, что он ничего такого не хотел сказать, а хотел сказать совсем другое. Но оправдываться в общем случае бесполезно, ибо подозрение уже есть и акценты расставлены так, как надо.

Конечно, такой подход в исторической науке недопустим. Конечно, должна быть свобода взглядов и открытая дискуссия между компетентными, профессиональными людьми. Господствующие сейчас в СМИ либеральные идеологические штампы эту дискуссию убивают, подобно тому, как это происходило в советском прошлом. К счастью, сейчас существует Интернет, в котором идёт активное обсуждение как положительных, так и негативных сторон этой самой сталинской политики и становится известным множество интересных и актуальных фактов.

Этот пост посвящён одному из них.

-----------------------------------------------------------------------
информация о комплексе правительственных постановлений в апреле 1936 г., направленных на резкое увеличение доходов и статуса учителей.

Чтобы читатель лучше осознавал новые ставки учителей, я напоминаю средние зарплаты по РСФСР на март 1936 г.

1.В крупной промышленности - 231 руб.
5.В строительстве – 224 руб.
6.Совхозы, коопхозы и др. сельхозпредприятия – 140 руб.
9.Железнодорожный транспорт – 227 руб.
20.Научно-исследовательские учреждения – 302 руб.
22.ВУЗы и ВТУЗы – 336 руб.
28.Учреждения здравоохранения – 189 руб.
31.Управление центральное-общее и ведомственное (СССР и союзных республик) – 427 руб.
36.Сельсоветы – 144 руб.
38.Судебные учреждения и юридическое обслуживание населения – 252 руб.

ВСЕГО – 208 руб.

По данным из этого же источника:

С.255. Средняя месячная зарплата в марте 1936 г. по Наркомату просвещения РСФСР составляла:
- в начальной школе - 122 руб
-в неполной средней школе - 183 руб.
-в средней школе - 214 руб.

С.296. По СССР средняя зарплата работников массового просвещения и социального воспитания была:
- в марте 1935 г. - 153 руб.
в марте 1936 г. - 168 руб.


10 апреля 1936 г. «Правда» вышла с такой передовицей.
















Передовица объясняет, что смысл правительственного постановления, помимо улучшения материального положения учительства, в ликвидации уравниловки и обезлички в оплате учительского труда. Отныне труд учителя должен оплачиваться в зависимости от стажа, квалификации и предмета.


В этом же номере газета публикует следующее постановление.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 апреля 1936 г. «О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам».



















Таким образом, ставка учителя без высшего образования устанавливалась в размере 215-370 руб., ставка учителя с высшим образованием – 250-425 руб.

Должен сказать по своему опыту учительства, - в нашей школе в начале 1990-х гг. не было учителей, которые бы не имели бы нагрузку в 1,5 ставки (ставкой в то время было 18 уроков в неделю).

Кроме того, постановление определяет обычные учительские доплаты: за проверку тетрадей 40 руб. и за классное руководство – 30-50 руб.

Этим правительство не ограничилось. И до этого существовала практика использования в качестве учителей неподготовленных работников. После введения данных фантастических для всей последующей истории школы ставок (по аналогии к сегодняшней средней зарплате в 21 597 руб. в июне 2010 г.– это 23 000 – 43 000 руб. только сама ставка!!!) можно было ожидать потока трудоустройства в школы кого угодно. Препятствием должно было стать введение персональных учительских пожизненных званий, которые только и давали бы право на преподавание в школе.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 10 апреля 1936 г. «О персональных званиях для учителей начальных и средних школ»







Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 апреля 1936 г. «О порядке введения персональных званий для учителей и назначении учителей, заведующих и директоров школ».







Постановление СНК СССР от 10 апреля 1936 г. «О порядке выплаты заработной платы учителям»  ужесточало порядок, который до этого позволял местным властям выплачивать заработную плату с опозданием.




Из данной заметки «Правды» от 16 апреля 1936 г. можно понять размер прибавки: фонд заработной платы вырос примерно в 2,5 раза. Обратите внимание, насколько оперативно пришли деньги учителям по новым ставкам, - на шестой день выхода постановления!




Данная заметка «Правды» от 23 апреля 1936 г. не удивляет: специалисты ломанулись в школы, причем в конце учебного года!






Источник: http://ihistorian.livejournal.com/119580.html#cutid1

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

chimkentec

Насчет мифологизированносити - это точно.
Действительно, очень многие составляют свое мнение об этом времени по мифам.

Ответить

Def[DSGhost]

А что. Наши любимые чиновники от образования явно берут со Сталина пример. Скоро зарплата учителей будет прям как при Сталине: "- в начальной школе - 122 руб
-в неполной средней школе - 183 руб.
-в средней школе - 214 руб."
К этому и идём.

Ответить

chimkentec

Эх, люблю пятый балл посту ставить. :)

Ответить

Скажите, Альтер... А вот Вам не приходило в голову задаться вопросом - откуда взялся это самый исходный пост, на который Вы ссылаетсь ? Ну ведь это надо:
1) Иметь доступ к архивам газеты "Правда" за 1936 год. - Много Вы знаете мест, где такие архивы имеются? - Много Вы знаете мест, где ПОСТОРОННИМ разрешают брать материалы и сканировать их ?
2) Иметь достаточное количество времени, что бы перелопатить эти горы первоисточнников и сделать ТЕМАТИЧЕСКУЮ ПОДБОРКУ. Надо понимать, на это ушел не один рабочий день...
3) Иметь достаточно средств для того, что бы не работая (?) с утра до ночи заниматься исключительно прославлением величайшего гения всех времен и народов.
-
- Может быть мы все-таки не будет верить в сказки про герев-этузиастов, работающих даром ... ? И примем более правдоподобную версию : исходный пост сделан в одном из бывших архивов КПСС, сотрудником этого самого архива в рабочее время и за государственный счет и по заданию Вертикали Власти :-)
- А насчет "репрезентативности" подобной инфы, я бы Вам посоветовал обдумать вот какие вопросы (к примеру) ;
1) Можно ли судить о проблемах крестьянства в сталинское время по к/ф "Трактористы" ? :-)
2) Можно ли доверять утверждениям о том, что 22 июня 1941 года И.В. Сталин весь день вел прием посетителей, как то сказанов в трудах самого Сталина, опубликовыных при его жизни ? :-)

Ответить

"А вот Вам не приходило в голову задаться вопросом - откуда взялся это самый исходный пост, на который Вы ссылаетсь ?"
Конечно.
Его сделал достаточно известный историк Сергеев.
--
"Много Вы знаете мест, где такие архивы имеются?"
Я - нет.
Историки знают даже места, где (о ужас!) находятся архивы документов.
Впрочем, откуда эти подшивки "Правды" я знаю очень хорошо.
--
"Много Вы знаете мест, где ПОСТОРОННИМ разрешают брать материалы и сканировать их ?"
Кто это такие - "посторонние"?
--
"2) Иметь достаточное количество времени, что бы перелопатить эти горы первоисточнников и сделать ТЕМАТИЧЕСКУЮ ПОДБОРКУ. Надо понимать, на это ушел не один рабочий день..."
Да Сергеев много работает с архивами. Как и некоторые другие историки.
И?
--
"3) Иметь достаточно средств для того, что бы не работая (?) с утра до ночи заниматься исключительно прославлением величайшего гения всех времен и народов."
С чего это?
--
"И примем более правдоподобную версию : исходный пост сделан в одном из бывших архивов КПСС, сотрудником этого самого архива в рабочее время и за государственный счет и по заданию Вертикали Власти"
Охyенно правдоподобная версия.
Особенно, учитывая, что Вертикаль Власти яростно борется со сталинизмом уже много лет.
--
"А насчет "репрезентативности" подобной инфы"
Ты знаешь, что такое "репрезентативность"?
--
"1) Можно ли судить о проблемах крестьянства в сталинское время по к/ф "Трактористы" ? :-)"
В очень малой степени, ведь это художественный фильм.
В отрыве от других источников - нельзя.
--
"Можно ли доверять утверждениям о том, что 22 июня 1941 года И.В. Сталин весь день вел прием посетителей"
Можно, т.к. существует архивный документ - журнал посещений.

Ответить

/Может быть мы все-таки не будет верить в сказки про герев-этузиастов, работающих даром/
О том, что кто-то работал на протяжении длительного времени даром - нигде не сказано. А вот то, что были герои-энтузиасты, думающие больше о деле и меньше всего о вознаграждении за него - можете не сомневаться. Таких людей в СССР - было большинство. Есть миллионы живых свидетелей и непосредственных участников той эпохи, когда вдохновлённый энтузиазм играл куда большую роль, чем материальное благополучие.
Жаль, что вы этого не осознаёте. Если вы молоды, то - несчастливы, потому что старшие товарищи, вам не объяснили эти незатейливые истины. Если же вы уже не молоды, то - несчастливы вдвойне, т.к. жизнь прошла мимо, а вы и не заметили в ней самого главного.

Ответить

ballian

Слыхали не раз - "работали за энтузиазм", да вот только эти "энтузиасты" ,как только появилась возможность выбирать, дружно наплевали на совок и захотели капитализма (где все за деньги).Так что не надо этих сказок. Вообще любые люди в любой стране ,если им повезло работать на любимой работе,имеют какой-никакой энтузиазм. А "Сантехник Афоня" что тогда что сейчас ставит заглушки без всякого энтузиазма, даже за деньги.

Ответить

/Слыхали не раз - "работали за энтузиазм", да вот только эти "энтузиасты" ,как только появилась возможность выбирать, дружно наплевали на совок и захотели капитализма/
----------------------------------------------
Вы имеете ввиду себя? Ну и на здоровье. Теперь у вас всё за деньги. Что хотели, то и получили.
Лично я ничего этого не хотел. Поэтому не обобщайте, а отвечайте только за себя. Ok?

Ответить

ballian

:)) Ну надо же - это вы говорили "...Таких людей в СССР - было большинство." - то есть говорите от имени огромной страны - вот и говорите за себя как и за что вы работали, а не за сотни миллионов советских людей.
Под энтузиазмом вы наверное имеете работу на общее благо страны - ну так вам и сейчас никто не запрещает так работать.
Я не понимаю почему моя мама , бывшая учительница, раньше работала "ради детей", а сейчас при капитализме должна на них плевать.

Ответить


Маразм крепчал и стал просто стальным. :) Вы уважаемый как всегда пытаетесь что-то обгадить при этом забываете снять штаны, ну и результат понятен, обгадился сам.

Ответить

" Много Вы знаете мест, где такие архивы имеются?"
Ну, например, в Научной Библиотеке ТГУ такие архивы есть.
При наличии читательского билета препятствий для изучения не возникает.

Ответить

Polinka

Отличный пост, как и всегда у Alter Ego. Спасибо и плюс.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.