Сталинская забота об учителе, 1936 г.Как я уже писал, главная проблема сталинской эпохи - большая мифологизированность. Имеют ли мифы позитивный или негативный характер, они уводят людей от реалий того времени. Как результат - практически никто практически ничего о той эпохе не знает. Я уже приводил достаточно интересную иллюстрацию этого.
Есть и другая проблема, тесно связанная с первой. Эта проблема - целенаправленная подмена понятий, связанная со словом "сталинизм". В этом размытом и противоречивом понятии очень хорошие и правильные вещи: политика индустриализации, победа в войне, забота о социальном благополучии граждан (кстати, именно так понимают "сталинизм" многие западные исследователи) целенаправленно соединены с очень сомнительными или откровенно негативными: массовые политические репрессии в 37-38 годах, голод 33-го года и тому подобное. Эта подмена понятий вот уже много лет вызывает однообразные и абсолютно бессмысленные дискуссии, в которых одна сторона яростно доказывает, что чёрное - это черное, а другая, не менее яростно, что белое - это белое. Пока одним и тем же словом называются и "плохое" и "хорошее", такие дискуссии обречены быть бесконечными. У некоторых эта подмена понятий, многократно повторяемая в СМИ, настолько въелась в мозг, что любые попытки отметить откровенно положительные моменты немедленно воспринимаются, как "попытка обелить преступления сталинизма". Хотя речь идёт вовсе даже не о преступлениях, а, скажем, о добыче угля. Или об ответственности чиновников за выполнение порученных задач. Эта иррациональная ненависть ко всему, что связано с именем Сталина, приводит и к вовсе шизофреническим выводам. Взять, к примеру, победу в войне, которая пока что (пока что) большинством признается однозначно положительным событием. Ещё в 45-м году подавляющему большинству граждан было очевидно, что роль лично Сталина, как организатора - гигантская. Собственно именно эта победа стала главной причиной появления в народе культа личности. Однако, гражданам новой России очевидно другое. Для них аксиомой является утверждение, что Сталин - злодей и ничего хорошего сделать не мог. Ну а из этой "аксиомы" следует либо, что победа была плохая, неправильная. Либо, при особо острых случаях шизофрении - что на самом деле Сталин отношения к победе не имеет, а победил строго один "народ" (весь, кроме Сталина), и строго вопреки ему. Впрочем эта шизофрения к истории отношения не имеет, и не воспринимается в исторических кругах всерьёз никем, кроме штатных пропагандистов и их подопечных. Нормальным же людям очевидно, что если Сталин пил вино, то это вовсе не значит, что пить вино - плохо, или что именно Сталин пил вино как-то особенно ужасно. И если частью сталинской политики было развитие образования и науки, то это не значит, что развитие образования и науки - это плохо, а человек, который в целом положительно оценивает сталинскую политику в отношении образования и науки - мерзкий сталинист, который пытается плюнуть в чью-то пострадавшую в 33-м бабушку. Увы, в кругах влиятельной пока "либеральной" интеллигенции эта тема - табу, касаться которого запрещено. Действует своего рода идеологическая цензура, любая попытка отклониться от Единственно Верной точки зрения тут же публично порицается. Есть и специальная формула, которую все слышали миллион раз при чьих либо попытках подойти близко к этому идеологическому табу: "Вы что, хотите оправдать преступления сталинизма?". Причём, совершенно неважно, о каком аспекте сталинской эпохи идёт речь, употребление этой формулы в определённых кругах страшнее, чем подозрение в педофилии, человек вынужден оправдываться, что он ничего такого не хотел сказать, а хотел сказать совсем другое. Но оправдываться в общем случае бесполезно, ибо подозрение уже есть и акценты расставлены так, как надо. Конечно, такой подход в исторической науке недопустим. Конечно, должна быть свобода взглядов и открытая дискуссия между компетентными, профессиональными людьми. Господствующие сейчас в СМИ либеральные идеологические штампы эту дискуссию убивают, подобно тому, как это происходило в советском прошлом. К счастью, сейчас существует Интернет, в котором идёт активное обсуждение как положительных, так и негативных сторон этой самой сталинской политики и становится известным множество интересных и актуальных фактов. Этот пост посвящён одному из них. ----------------------------------------------------------------------- информация о комплексе правительственных постановлений в апреле 1936 г., направленных на резкое увеличение доходов и статуса учителей. Чтобы читатель лучше осознавал новые ставки учителей, я напоминаю средние зарплаты по РСФСР на март 1936 г. 1.В крупной промышленности - 231 руб. 5.В строительстве – 224 руб. 6.Совхозы, коопхозы и др. сельхозпредприятия – 140 руб. 9.Железнодорожный транспорт – 227 руб. 20.Научно-исследовательские учреждения – 302 руб. 22.ВУЗы и ВТУЗы – 336 руб. 28.Учреждения здравоохранения – 189 руб. 31.Управление центральное-общее и ведомственное (СССР и союзных республик) – 427 руб. 36.Сельсоветы – 144 руб. 38.Судебные учреждения и юридическое обслуживание населения – 252 руб. ВСЕГО – 208 руб. По данным из этого же источника: С.255. Средняя месячная зарплата в марте 1936 г. по Наркомату просвещения РСФСР составляла: - в начальной школе - 122 руб -в неполной средней школе - 183 руб. -в средней школе - 214 руб. С.296. По СССР средняя зарплата работников массового просвещения и социального воспитания была: - в марте 1935 г. - 153 руб. в марте 1936 г. - 168 руб. 10 апреля 1936 г. «Правда» вышла с такой передовицей. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Передовица объясняет, что смысл правительственного постановления, помимо улучшения материального положения учительства, в ликвидации уравниловки и обезлички в оплате учительского труда. Отныне труд учителя должен оплачиваться в зависимости от стажа, квалификации и предмета. В этом же номере газета публикует следующее постановление. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 апреля 1936 г. «О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам». ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Таким образом, ставка учителя без высшего образования устанавливалась в размере 215-370 руб., ставка учителя с высшим образованием – 250-425 руб. Должен сказать по своему опыту учительства, - в нашей школе в начале 1990-х гг. не было учителей, которые бы не имели бы нагрузку в 1,5 ставки (ставкой в то время было 18 уроков в неделю). Кроме того, постановление определяет обычные учительские доплаты: за проверку тетрадей 40 руб. и за классное руководство – 30-50 руб. Этим правительство не ограничилось. И до этого существовала практика использования в качестве учителей неподготовленных работников. После введения данных фантастических для всей последующей истории школы ставок (по аналогии к сегодняшней средней зарплате в 21 597 руб. в июне 2010 г.– это 23 000 – 43 000 руб. только сама ставка!!!) можно было ожидать потока трудоустройства в школы кого угодно. Препятствием должно было стать введение персональных учительских пожизненных званий, которые только и давали бы право на преподавание в школе. Постановление ЦИК и СНК СССР от 10 апреля 1936 г. «О персональных званиях для учителей начальных и средних школ» ![]() ![]() Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 апреля 1936 г. «О порядке введения персональных званий для учителей и назначении учителей, заведующих и директоров школ». ![]() ![]() Постановление СНК СССР от 10 апреля 1936 г. «О порядке выплаты заработной платы учителям» ужесточало порядок, который до этого позволял местным властям выплачивать заработную плату с опозданием. ![]() Из данной заметки «Правды» от 16 апреля 1936 г. можно понять размер прибавки: фонд заработной платы вырос примерно в 2,5 раза. Обратите внимание, насколько оперативно пришли деньги учителям по новым ставкам, - на шестой день выхода постановления! ![]() Данная заметка «Правды» от 23 апреля 1936 г. не удивляет: специалисты ломанулись в школы, причем в конце учебного года! ![]() Источник: http://ihistorian.livejournal.com/119580.html#cutid1 Поделитесь с друзьями: Комментарии:![]() А что. Наши любимые чиновники от образования явно берут со Сталина пример. Скоро зарплата учителей будет прям как при Сталине: "- в начальной школе - 122 руб Скажите, Альтер... А вот Вам не приходило в голову задаться вопросом - откуда взялся это самый исходный пост, на который Вы ссылаетсь ? Ну ведь это надо: "А вот Вам не приходило в голову задаться вопросом - откуда взялся это самый исходный пост, на который Вы ссылаетсь ?" /Может быть мы все-таки не будет верить в сказки про герев-этузиастов, работающих даром/ ![]() Слыхали не раз - "работали за энтузиазм", да вот только эти "энтузиасты" ,как только появилась возможность выбирать, дружно наплевали на совок и захотели капитализма (где все за деньги).Так что не надо этих сказок. Вообще любые люди в любой стране ,если им повезло работать на любимой работе,имеют какой-никакой энтузиазм. А "Сантехник Афоня" что тогда что сейчас ставит заглушки без всякого энтузиазма, даже за деньги. /Слыхали не раз - "работали за энтузиазм", да вот только эти "энтузиасты" ,как только появилась возможность выбирать, дружно наплевали на совок и захотели капитализма/ ![]() :)) Ну надо же - это вы говорили "...Таких людей в СССР - было большинство." - то есть говорите от имени огромной страны - вот и говорите за себя как и за что вы работали, а не за сотни миллионов советских людей. Маразм крепчал и стал просто стальным. :) Вы уважаемый как всегда пытаетесь что-то обгадить при этом забываете снять штаны, ну и результат понятен, обгадился сам. Ответить" Много Вы знаете мест, где такие архивы имеются?"
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.
|
|||
Насчет мифологизированносити - это точно.
ОтветитьДействительно, очень многие составляют свое мнение об этом времени по мифам.