Регистрация Вход
Город
Город
Город
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Великое кино о великой войне, которое никто не снял

Жизнь! Ты помнишь солдат, что погибли тебя защищая?!
 

«Я люблю тебя, жизнь» К..Я. Ваншенкин
 

Скажу сразу: Я не смотрел вторую часть фильма, который себя называл великим кино. Не хочу. Я, во-первых, не хочу смотреть на то, что там есть. Я прекрасно знаю, что там, в этом кино есть. А во-вторых, я не увижу в этом кино того, что я хотел бы увидеть. И я точно знаю, что именно этого там нет. И я знаю, почему этого там нет и быть не может. Потому, что – не влезет настоящее величие в душу и в разум тех, кто всерьез решил, что они – величина. 
 

Поэтому давайте-ка я вам лучше расскажу про кино о Войне, которое почему-то никто не снял. Мне кажется, это было бы отличное кино.
 

Мне кажется, что если уж снимать великое Кино, то снимать его надо о главном. А что же в той самой Войне было главным?
 

Системы вооружений? Для инженера – да. А для остальных?
 

Переговорный процесс? Политика? Конференции, договоренности, интриги? Для политика – да. А для остальных?
 

Направления ударов, карты, сроки, линии обороны…. Для тактиков – да.
 

Развитие хирургии и фармакологии, организация первой помощи раненым, обеспечение возвращения в строй? Для медика – да.
 

А что для всех? Для экономистов, инженеров, военных, политиков, рабочих, врачей, детей, матерей, жен, отцов, братьев, сестер, мужей… Что для них?
 

Что для нас? Эта страшная, по настоящему Великая, в своем ужасе, Война -- что она сделала с каждым? Во что превратила каждую судьбу? Ведь величие ее тем и измеряется, что никто не избежал ее прикосновения, никто не остался неизменным и прежним. Никто. Она объяла всех. Всех без исключения. И изменила всех – взрослых и детей, отцов и матерей, храбрецов и трусов, преступников и священников.
 

Великая Война сделала великую и ужасную вещь – она превратила высокую шекспировскую трагедию в рутину. В быт. В обыденность. Эпос стал осязаем. Роланд перестал быть эксклюзивным рыцарем, имеющим привилегированное право пасть за честь и Родину. Потому, что в двадцатом веке, стране под названием СССР появились тысячи Роландов. Это они писали на стенах Брестской Крепости «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!».
 

Инфляции подверглась слава Одиссея и Пенелопы потому, что сотни тысяч Одиссеев начали путь домой в 1945-м и сотни тысяч Пенелоп дождались. Не предали. Не изменили. Не забыли.
 

И Орфеи с гармошками и гитарами на танках и грузовиках врывались в локальные царства смерти – концлагеря, чтобы либо навсегда вырвать своих Эвридик из лап Смерти, либо спасти чужих, а своих оплакать, так как может оплакать только герой – боем, огнем, возмездием.
 

Все герои древности: и 300 спартанцев, и ахейцы, и троянцы, и титаны, и Кухулин, и Геракл, и Ахилл.. Все они в те времена познали, что им есть не только ровня, но люди более смелые, более великие, более…. более люди.
 

Вот толстая пожилая женщина. Она медленно, переваливаясь, идет по улице. И на ее груди бряцают желтые и серебристые кружочки. Ее Роланд пал смертью храбрых на Курской Дуге. Она получила похоронку через несколько месяцев после его смерти. Она проплакала всю ночь, а наутро вернулась на работу к станку. Потому что другим Роландам, дети которых стояли у станков ту же рядом с ней и делавшие боеприпасы для отцов, нужны были патроны и снаряды. Чтобы вернуться. Сначала стать Одиссеями, а потом – вернуться.
 

Вот седой человек в старом пиджаке. Его жену и детей угнали в Германию и там убили. Он не смог дойти до Берлина – до логова дракона. Дракон ранил его раньше. И теперь каждую ночь ему снится, как зовет его семья, а он все никак не может успеть и дойти до них, чтобы спасти. Он просыпается и смотрит на их сохранившиеся случайно фотографии. Он женат во второй раз. И его вторая жена точно так же смотрит на фотографию своей первой погибшей семьи.
 

Вот, еще один старик. Этот Телемах, работал половину войны в колхозе, чтобы отцу и его товарищам было, что есть. Вторую половину – воевал. Погибла мать. Он поплакал и продолжил воевать. Погиб брат. Он поплакал и продолжил воевать. Погиб отец. Телемах остался один. И он продолжил воевать.

Вот святой. Он умер от голода в блокадном Ленинграде рядом с запасами зерна. Он не тронул их, чтобы новые ценные семена достались нам. Чтобы мы никогда не голодали.
 

Вот Прозерпина. Ее мучили в концлагере несколько лет. Из нее выкачивали кровь для арийских воинов, ее заставляли рыть могилы для детей таких же, как она, голыми руками. Она выжила чудом. Теперь у нее пять правнуков, которые бегают вокруг нее, смеясь и не зная, что такое Ад. А она – восстала из мертвых и смогла дать жизнь. И для нее это не легенда, а сухая биография: «После освобождения из концлагеря вышла замуж.. поступила… закончила… родила… назначена… награждена..» и так далее.
 

Вот они – ходят с нами по одним улицам, стоят в очередях в магазинах, иногда даже бывают в общественных туалетах. Так похожи на обычных людей. На нас.
 

Как они смогли вынести то, что вынести невозможно? Как они смогли победить то, что непобедимо?
 

У всех свой ответ.
 

Возможно, что войну и вправду можно выиграть вопреки стране, но с помощью паучков.

Но мне кажется, что это были не паучки. Это был труд. Тяжелый, колоссальный, невероятный, страшный, титанический труд. Такой труд, на который человека может подвигнуть только любовь. Что может заставить драться до последнего патрона и даже после того как патроны кончились? Что может заставить, глотая слезы, работать на заводе по 14 часов? Что заставит ждать мужа, зная, что каждый день может быть последним, пять лет? Что может заставить вернуться через пять лет? Что заставит броситься на ДОТ? Что поднимает в атаку?
 

В моем кино ответ был бы – Любовь. Просто это такая большая, такая огромная Любовь, что для того, чтобы ее вместить не хватит ни одной головы, ни одного сердца, ни даже одной жизни. Для того, чтобы она уместилась, нужна Вечность. Нужно множество сердец. Это такая огромная Любовь, что для нее одна жизнь – практически ничто. Ничтожно малая величина. Это такая Любовь, для которой мало шестьдесят секунд в минуте, двадцати четырех часов в сутках, ста лет в веке.
 

Это такая Любовь, которая больше страха, больше усталости, больше ненависти. Это такая Любовь, что Господь не может не встать на сторону тех, кто умеет так любить -- потому, что «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Потому что «…так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, … - Нет, так любить никто не может!».

Но такое кино, боюсь, скоро никто не снимет.
 

Потому что для того, чтобы снять такое кино, нужно смотреть на свой народ с Любовью. Потому что только она сможет помочь понять их любови, подвиги, неудачи и свершения. Смотреть с любовью, которая хотя бы немного сравнима с их любовью. Чтобы понять. Чтобы приблизиться. А эта Любовь, это такой труд…
 

Не хватит на то мышиной натуры их.
 

Тяжело наследовать героям и титанам. Наследство соответствует – огромное, величественное, тяжелое. Людям недостойным иногда хочется просто это наследство бросить – слишком тяжело. Тяжело сравнивать себя с предками. Некоторым проще вычеркнуть их.
 

А некоторым хотелось бы сделать из них себе фон и декорацию для наиболее симпатичной презентации себя. И делают.
 

А мне бы так хотелось увидеть другое кино.

Роман Носиков



Источник: http://www.odnako.org/blogs/show_10609/

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

Ишь ты, минусят.
Прочитали бы хоть.

Ответить

Marther

Я понимаю, что есть какая-то условная борьба левых/либералов, но за что *этот* пост минусовать я решительно не понимаю.

Ответить


прочитал. очень.....очень,вообщем. вполне аполитично и по-человечески. если бы были-только плюсы. спасибо.

Ответить

*вздыхает*
Так и быть, не буду вспоминать о том, что текст написан убеждённым сталинистом.

Ответить

сталинисты тоже воздухом дышат,как я понимаю.
выпивал с одним убежденным ксенофобом,с города,опять же - милейший и адекватнейший человек. есть многое на свете друг,Горацио.... а вообще,чтобы понять,что кино-говно (великое,которое)(это если кратко),вовсе не нужно быть сталинистом.я вот почти со всем согласен с текстом.

Ответить

А я думал - нелюди.

Ответить

показывать надо масштаб события в первую очередь,а не кучу неопрятных алкоголиков , матершинников и конченых дегенератов как в "великом фильме о великой войне"

Ответить

atlakatl

Автор говорит о проекте Великого кино о Великой войне. Где наша Победа достигнута за счёт Любви к Родине.
А нужен ли столь рафинировано-пафосный фильм? И ведь такие фильмы были. «Падение Берлина» 1949 года. Кто его сейчас смотрит?
Фильмы о войне, не Великие, а просто хорошие о простых людях с их многочисленными любовями, не обязательно к Родине, и слабостями останутся в веках. «Судьба человека», «А зори здесь тихие», «Блокада»…
Сравните два варианта «Звезды» 1949 и 2002. В современном пафоса меньше, но насколько этот фильм лучше.

Ответить

"Великая Война сделала великую и ужасную вещь – она превратила высокую шекспировскую трагедию в рутину. В быт. В обыденность."
Пафоса-то и не надо.

Ответить

otello

"В современном пафоса меньше, но насколько этот фильм лучше." - Новая "Звезда" совершенно бесцветный (хотя и цветной) посредственный фильм. В нем нет смысла (некоторые видимо это считают пафосом). Если смысл в том, чтобы показать, что война была, то для этого есть документальное кино. Или учебник истории в конце концов.

Ответить

BoZzzZ

Новая "Звезда" - отличнейший фильм; если по вашему мнению нет смысла в подвиге, то вам пора сменить гражданство, если вы сами не знаете на какое, вам ваш родственник Михалков подскажет, которого вы с усером уже пытались отмыть.

Ответить

otello

В подвиге смысл есть, но в новой "Звезде" утерян смысл этого подвига.

Ответить

пожалуй чего почти нет в большинстве современных фильмах о войне так это именно сочуствия своему народу,такое впечатление что большинство режиссёров и продюсеров не рады победе в войне и это очень чувствуется

Ответить

андрюха сиротка

не знаю как современные фильмы,но такие,уже классические, "они сражались за Родину" и "иди и смотри" для меня являются лучшими,непривзойденными и самыми пронзительными фильмами о ВОВ.(первый еще и самый любимый мой фильм)."утомленных солнцем" никиты михалкова(или "утомленных" солнцем никиты михалкова,как угодно) не смотрел,думаю и не буду смотреть

Ответить

konr8 - откуда взяться эмпатии народу, если многие режиссёры от народа так далеки, что считают его чуть ли не "чужими"???
atlakatl -не люблю современные фильмы о Войне за то, что его перенасыщают тем, что режиссёры опрометчиво считают "русскими народными устоями" (пьянство, тупая бесшабашность в бою, беспристанное желание "пристроить хрен" и т.д.)
А Никитосу можно дать медальку за воспитание эстетического вкуса у народа ))) Судя по количеству нежелающих смотреть его несравненный фаст-фуд. Ему ещё осталось снять порнотетралогию "Война и мир".
Alter Ego - спасибо, хороший пост. Для подобного взгляда на реалии войны совершенно несущественны "плюсы", и "минусы" (Тем не менее + )). Вот только мало кто из молодёжи может это оценить- практически не осталось тех, кто может рассказать им правду о Войне. Да и неинтересна многим эта правда... Тем не менее

Ответить

Да, забыл- лучшей песней о Великой Отечественной войне считаю "Враги сожгли родную хату.." Там я не вижу никакого пафоса. Хотя в чём-то он был и нужен. Некоторый пафос всегда был присущ русскому народу - вспомните Петра )))

Ответить

Любавна

Про песню - более чем согласна. А ведь ее почти сразу после первого исполнения на радио запретили - "за распространение пессимистических настроений". И вплоть до начала 60-х, когда ее рискнул исполнить Бернес на большом концерте.

Ответить

atlakatl

Сюжеты в искусстве тоже ограничены. Возможно, фильмы, отражающие реальность ВОВ, уже сняты. Режиссёры ищут новые ходы. Работать то надо. Да и аудитория кинотеатров сменилась. Не думаю, что продюсеры стараются соответствовать Вашим вкусам. В кино ходит молодёжь. Элементы боевика, эротики и фэнтези увеличивают посещаемость.

Ответить

Пожалуй.. Но, в отличие от otello, я не собирался диктовать собственные моральные устои ))) Просто я не буду смотреть фильм, если он претит моему вкусу ( по возрасту). Молодёжь может смотреть что угодно- надеюсь многие в состоянии отличить откровенную дешёвку в угоду тем, кому не хватает вкуса )))

Ответить

otello

Вы может не заметили, но я нигде не сказал, что Михалков снял гениальный фильм. Зато контрагенты оказались полностью неспособны объяснить, чем он плох. Я способен. Но речь не обо мне.

Ответить

otello

Роман Носиков явно говорит о современном российском кино, потому что в советском кино число Великих фильмов о Войне исчисляется десятками. И тут мы возвращаемся к Михалкову. Носиков недоволен что Михалков снял не то, что хотел бы увидеть он, Носиков. Почему Михалков должен снимать по заказу Носикова, Носиков не объясняет. Почему вообще кто-то должен снять что-то по желанию Носикова он не объясняет тоже.
З.Ы. Великие фильмы по заказу вообще не снимаются. Впрочем Носикову это видимо невдомёк.

Ответить

"Почему Михалков должен снимать по заказу Носикова, Носиков не объясняет."
Носиков даже объясняет, почему Михалков не то, что не должен, а в принципе не может снять ничего подобное.
Потому что для этого надо любить свой народ.

Ответить

otello

"Я вас научу как надо Родину любить" (с) "Верной дорогой идёте товарищи" (с)

Ответить

BoZzzZ

Ты, странный человек, чему-нибудь ребенка научи, кроме ненависти к русскому народу. А нас родину любить деды научили, и тебе этого не изменить.

Ответить


 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.